Таинства

Освящение

Зачем освящать дом?

Традиция освящать дом весьма древняя и зародилась еще в библейские времена. Человек с древности стремился посвятить свое жилище Богу. И дом воспринимался не только как место проживания, но, в определенном смысле, как семейный храм, как место ежедневного общения семьи с Богом.

Подготовка.

Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Квартира должна быть в чистом состоянии. В доме не должно быть амулетов, талисманов, языческих изображений демонов, с рогами или без рогов. Нужно выключить телевизор, громкую музыку.  Необходимо, чтобы был столик (желательно, покрытый чистой скатертью), куда можно положить святые предметы.

Также, необходим объяснить вашим родным суть происходящего и настроить их на благоговейное поведение.


Крещение

Таинство Крещения — Крестины.

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как от Крещения происходит духовное рождение. Так как человек рождается единожды, то это таинство не повторяется.
Таинство Крещения  установлено Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,19-20).
Высшим проявлением благодати Крещения является то, что оно и взрослого человека превращает в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царствие Божие.   Крещение совершается в Церкви или в специальном помещении — крещальне (баптистерии).
Крестные родители — восприемники (крестный отец, крестная мать). Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему апостольскому преданию. Восприемник является поручителем перед Господом за крещаемого человека, за сохранение им обетов данных при Крещении. Так что крестные родители должны в дальнейшем непосредственно участвовать в духовной жизни своих крестных детей.
По церковным канонам необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по устоявшейся Русской традиции у нас два восприемника: мужчина и женщина.
Если происходит крещение младенцев, восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования. Если восприемников двое, то мальчика держит крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель.  После троекратного погружения младенца священником в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую простынь или полотенце и быстро вытереть тело ребенка, чтобы он не переохладился.
        Восприемник должен знать молитву Символ веры и прочесть его в момент, когда об этом попросит священник. Кроме того, при крещении младенца, восприемник дает ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом.
Во время совершения таинства  Крещения у восприемников обязательно должен быть одет нательный крест.   Поскольку восприемники должны объяснять своим крестным детям основы Православной веры, водить их к Причастию и заботиться о их нравственном и духовном состоянии, родителям, выбирающим крестных для своих детей, следует в первую очередь, руководствоваться именно этими требованиями.
Не могут быть восприемниками монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками своих детей. Также не могут быть восприемниками супруги для одного и того же крещаемого. Однако мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но в разное время. Не могут быть восприемниками малолетние, психически ненормальные люди, не крещеные, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
Крестные родители должны быть: крещены сами, верить в Бога, посещать храм.

Перед крещением крестные должны в обязательном порядке пройти собеседование со священником!
Если крещение происходит без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного.
Суеверия, связанные с таинством Крещения. Не допускать отца на крещение собственного ребенка, наблюдать не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Оба этих случая не имеют под собой никакого канонического основания. В разной местности существуют свои приметы и суеверия, если Вы с ними сталкиваетесь, то для разрешения недоуменных вопросов нужно обязательно обратиться к священнику, а не к «всезнающей» бабушке.
Мать новокрещаемого может присутствовать при крещении своего ребенка если прошло не менее сорока дней после родов и над ней была прочитана молитва сорокового дня.

        Что надо иметь восприемникам при совершении таинства Крещения.
Восприемники должны иметь: белую новую рубашечку (принести её в Храм с собой , а не одевать дома) для младенцев и белую сорочку для взрослого, новую простынь или полотенце, нательный крест (если нет, можно приобрести в Храме). Крестик, купленный не в Храме должен быть каноническим (правильным) и освященным.
О православных именах. Имена при святом Крещении даются только православные. В настоящее время появилось множество иностранных, языческих имен, не имеющих аналогов в святцах. Если ребенку при рождении было дано одно из таких имен, его, как правило, называют в честь одного из святых, праздник которых совершается Церковью в день Крещения. Новое имя может дать священник, или восприемники новокрещаемого сами могут обратиться к священнику с просьбой дать ребенку какое-то определенное имя святого, в честь которого они хотели бы назвать крестника или крестницу.
О подарках крестникам. Подарки крестным детям в день их крещения дарятся по усмотрению крестных родителей. Никаких особых установлений по этому поводу нет. Обычно крестному ребенку в день крещения дарят икону. Мальчику — образ Спасителя, девочке — образ Богородицы, можно так же подарить икону с образом ангела-хранителя, святого, в честь которого назван новокрещенный.
О времени проведения таинства Крещения в каком-то определенном храме вы можете узнать заранее в его свечной лавке, или у самого священника.

Венчание

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).[1]

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии.[7] Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

Отпевание